Переход на главную Если у Вас возникли вопросы, напишите нам
 
... Я хотел стать журналистом - я стал. И как-то так совместил военную стезю (это от отца у меня) и гуманитарную, к которой тяготел. В итоге получился такой... нестандартный - военный гуманитарий.

Валентин Егоров
Из интервью программе "Ангажемент", ГТРК "Янтарь", 2001 г.
Главная
Биография
Телепрограмма «Честь имею!»
Время, на ощупь горячее
Детские рассказы
Литературоведение
Песни
О Калининграде и ...
Калининградцы о нем
 
Фотогалерея
Контакты
Все новости
Мемориальная доска в Балтийске установлена
Бродский вернулся в Балтийск.
«В этой гостинице в 1963 году  останавливался будущий Нобелевский лауреат поэт Иосиф Бродский».  Памятная доска из белого гранита с золотым текстом и автографическим рисунком была открыта в минувший вторник на  фасаде гостиницы «Золотой якорь» в Балтийске.

Это событие привлекло немало поклонников творчества поэта и стало заметным событием в культурной жизни области.  А случилось все благодаря журналистам флотской газеты «Страж Балтики». Подробно об этом  рассказал ее бывший редактор, а ныне председатель комитета по информации, печати и связям с общественностью обладминистрации Александр Корецкий, подчеркнувший ведущую роль в проделанной работе Валентина Егорова, который девять лет назад редактировал субботний выпуск газеты.
Он подробно описал обстоятельства скандала, в эпицентре которого оказались школьники из Балтийска, продемонстрировавшие  превосходные результаты на всероссийских соревнованиях в Воронеже, но оставшиеся без медалей.  Разобраться во всех обстоятельствах этого дела  в 1963 году журнал «Костер» командировал внештатного корреспондента  Иосифа Бродского.  По признанию тогдашнего редактора издания  Льва Лосева, таким образом друзья пытались поддержать своего товарища по перу. А в итоге скоротечная командировка  позволила поэту создать цикл, получивший в литературе название «Кенигсбергский текст» Иосифа Бродского. В него также входят произведения  «Старому архитектору в Рим (короткое название «Кенигсберг» ) и «Открытка из города К».
Сюжет, описанный Бродским в шутливой форме  в стихотворении «Отрывок», подтолкнул к поиску, который дал результат. Были поездки корреспондента Олега Щеблыкина в Вильнюс, Краков, Санкт-Петербург, где удалось встретиться с людьми, знавшими Бродского и сохранившими  с поэтом  самые теплые отношения вплоть до его кончины.
Большую помощь редакции оказал  литовский друг поэта  Рамунас Катилюс. Благодаря ему и состоялись открытия, о которых затем писал профессор Йельского университета (США) Томас Венцлова. Высокую оценку этому дали  Нобелевские лауреаты по литературе Чеслав Милош, к сожалению, уже ушедший из жизни  (Польша), и  Гюнтер Грасс (Германия).
На берегу канала в день, когда И.Бродскому исполнилось бы 65 лет, звучала  музыка, поэты читали стихи, писатели говорили о творчестве виновника торжества - царила легкая атмосфера. Казалось, что воздух был пропитан рифмами.
О том, как  в самом  Балтийске отнеслись к этому событию, говорил следующий  факт.  Начальник Музея ДКБФ капитан 1 ранга в отставке С.Якимов решил поместить накидку, покрывавшую памятную доску И.Бродского, в качестве экспоната выставки, рассказывающей о самом западном городе России.
А свое отношение к открытию памятной доски выразил такими словами:
- Для  Балтийска это событие является особым не только в силу того, что оно увековечило память пребывания здесь  Нобелевского лауреата по литературе Иосифа Бродского. Памятная доска ему - первый знак, отмечающий духовную жизнь города. Другие памятники, стелы,  мемориалы установлены в честь воевавших и погибших.  А что же другие люди?  Гуманный характер этой акции ставит ее в разряд особых событий.
Честь снять  накидку, покрывавшую доску, была предоставлена участникам поиска: А.Корецкому и ответственному секретарю газеты «Страж Балтики»  капитану 2 ранга О.Щеблыкину, скульптору Ф. Морозу и  Александру Балану, представлявшему Северо-Западную лесопромышленную компанию, которая оказала материальную поддержку акции.

Юрий Шевченко, газета «Каскад», 25 мая 2005 г.

27.05.2005 Калининградская вечерка,

И СНОВА БРОДСКИЙ ВСТРЕЧАЕТ ЭСМИНЦЫ

В Балтийске - главной военно-морской базе Балтфлота, на фасаде гостиницы «Якорь» открыта мемориальная доска поэту, лауреату Нобелевской премии Иосифу Бродскому. Это значимое событие состоялась в рамках празднования Дней славянской письменности и культуры в Калининградской области, которые завершились на этой неделе.

На доске из белого мрамора изображен автопортрет Бродского с личным автографом и сделана надпись, гласящая, что «В этой гостинице в 1963 году останавливался будущий лауреат Нобелевской премии, поэт Иосиф Бродский». Тот факт, что в Балтийске бывал один из самых значительных поэтов второй половины XX века, что об этом самом западном российском крае им созданы стихи, вошедшие в сокровищницу мировой поэзии, установили в результате длительного поиска журналисты флотской газеты «Страж Балтики». Большая заслуга в увековечивании пребывания поэта в янтарном крае принадлежит недавно ушедшему от нас Валентину Егорову. Это он рассказал в статьях и телерепортажах всем нам о том, как молодой поэт Бродский в 1963 году был командирован в Балтийск редакцией журнала «Костер» для подготовки материалов. Стихи же, объединенные в «Кенигсбергский цикл», были написаны им в 1964-м, когда поэт находился в ссылке, в Архангельской области. В их числе и стихотворение, в котором есть такие строки:

«В Ганзейской гостинице «Якорь»,
Где мухи садятся на сахар,
Где боком в канале глубоком,
Эсминцы плывут мимо окон......»

И сегодня из окон гостиницы, в которой жил Бродский, видны боевые корабли, следующие в военную гавань и уходящие в морские походы. Теперь поэт взирает на них с портрета на мемориальной доске, которую выполнил флотский скульптор Федор Мороз. Сегодня лауреату Нобелевской премии исполнилось бы 65 лет. О сложной, полной драматизма судьбе Иосифа Бродского говорили участники торжественной церемонии открытия памятного знака, звучали стихи поэта.

Владимир НУЯКШЕВ.
«Возвращение  Иосифа Бродского». Олег Глушкин, писатель
25 мая 2005 г. «Калининградская  правда»

Самый значительный русский поэт второй половины ХХ века, нобелевский лауреат Иосиф Бродский, изгнанный из страны и возвращенный в нее  в начале перестройки многочисленными томами стихов и прозы, осветил и наши края.
Вчера, в день его рождения, в Балтийске открылась мемориальная доска (скульптор  Федор Мороз, спонсор - Северо-Западная  лесопромышленная компания) на здании гостиницы, где поэт останавливался, где зарождались строки его стихов «кенигсбергского цикла». И эти строки, сегодня вошедшие в сокровищницу мировой поэзии, и все подробности  двух поездок поэта в Балтийск (1963) и Калининград (1968) стали широко известны благодаря изысканиям  флотских журналистов Валентина Егорова, Александра  Корецкого и Олега Щеблыкина...

«Лишь благодарность, лищь любовь»
Наталья Горбачева. «Калининградская правда», 26 мая 2005 г.

У ганзейской гостиницы «Якорь» (Балтийск),  игнорируя промозглость небес и почвы, толпился народ. По преимуществу - знакомые все лица: представители обладминистрации, руководители писательских организаций, художники,  поэты.
В день рождения Иосифа Бродского на стене  отеля появилась мемориальная доска (спонсор проекта - Северо-Западная лесопромышленная компания), знаменующая факт пребывания в наших краях гениального поэта, оставившего о том поэтические свидетельства.
Автор маленького мемориала  скульптор Федор Мороз , по давнему своему обычаю, скромно  тушевался в сторонке.  Но, когда с белого прямоугольника сняли белое же  покрывало, получил свою  порцию  щедрых аплодисментов.
Теперь с фасада постоялого двора усмешливо смотрит Последний поэт, последнего в минувшем тысячелетии века: именно его шаржированный автопортрет воспроизвел на боку гостиницы скульптор.  Графика, лаконичная линией и цветом, показывает  (черно-белая) рыжего, гениального и цинично-бесстрашного мужика, всего-то и желавшего  от своей страны  - возможности прийти умирать на Васильевский остров.  И адресовавшего ей слетающую с холодеющих губ лишь благодарность, лишь любовь.
Появление «мраморного напоминания» об Иосифе Бродском имеет свою довольно занимательную историю. Ее и поведал собравшимся Александр Корецкий - один из «исторических» персонажей (см.Калининградскую правду за 24.05.04)
О  Бродском говорили, Бродского читали, Бродскому рукоплескали.
Думалось о том, что очень  точная прелестная морозовская работа - еще и дань незабвенному Валентину Егорову, увы, не дождавшемуся этого ветреного дня,  собравшего людей у «ганзейской гостиницы «Якорь»....

АиФ-Калининград, № 22, 2005 г.
«Поэты всегда возвращаются». Дина Дмитриева
В 1963 году в   Балтийск приехал будущий лауреат Нобелевской премии, поэт Иосиф Бродский. Сегодня спустя 42 года  поэт вернулся в самый западный город России. В его честь открыта памятная доска.
Несколько лет назад  Балтийск будоражили «окололитературные» дискуссии: некоторые его жители активно восстали против появления доски. Они считали. что негоже  «трутню, антисоветчику «жить» среди них. Забывая о том, что он служил русскому  языку  как святыне и стал  выразителем своей эпохи, вобрав в себя все ее оттенки и горечь.
Ушла эпоха, отправились в неизвестность гонители Бродского, осталось его слово. «От человека вам  останется  часть речи», - так писал он сам....
Теперь лицо гения смотрит на нас с памятной доски в самом западном уголке России.
Кстати, это всего лишь третья доска поэта в мире. Первые две находятся в Санкт-Петербурге и в Вильнюсе.


ПАМЯТЬ ИОСИФА БРОДСКОГО УВЕКОВЕЧЕНА

Но не в Москве. И сделал это не Церетели

brodsky.jpg
В начале 1996 года главный редактор флотской газеты «Страж Балтики» капитан I ранга Александр Корецкий купил в Калининграде только что поступивший в продажу однотомник Бродского. И нашел в нем стихотворение, которое называлось «Отрывок». А прочитав, изумился. Еще бы: в стихотворении давалась точная картина Балтийска (прежнее название - Пилау).
Так мог написать только человек, в нем побывавший. Но Иосиф Бродский - и столица дважды Краснознаменного Балтийского флота?! Диссидент, имя которого в свое время не сходило с газетных полос, - и город, доступ в который преграждали два ряда колючей проволоки и недремлющая охрана, город, для въезда в который требовалось специальное разрешение? В тот же день Корецкому позвонил его заместитель Валентин Егоров, который тоже купил однотомник и прочитал «Отрывок».
Я в свое время служил на Балтике, жил в двух шагах от «Золотого якоря» и тоже могу поручиться: это Балтийск. Нарисованный рукой замечательного поэта. Вскоре Карецкий позвонил мне.
...неоконченное стихотворение было написано по воспоминаниям о поездке в Балтийск, куда поэт попал в качестве фотокорреспондента пионерского журнала «Костер» в мае 1963 года, незадолго до начала преследований и суда. А написан «Отрывок» был, скорее всего, в ссылке, в 1964 году.
Отыскать подшивку «Костра» в областном центре труда не составило. И вот он, репортаж Иосифа Бродского «Победители без медалей». Небольшой по размеру текст и два снимка: юные пловцы школы № 6 города Балтийска на стартовых тумбочках и они же со своим тренером. Текст как текст, мастерство будущего нобелевского лауреата в нем не проглядывается. А вот фотографии, по словам Карецкого, говорят об определенных навыках.
Впрочем, учитывая, что отец Бродского был профессиональным фотографом, удивляться не приходится.
...А кстати, почему у «Костра» тогда вообще возникла потребность в командировке в заштатный Балтийск? И это удалось выяснить.
В Калининград приехала Тамара Степановна Лебедева. Она живет в Санкт-Петербурге и никогда бы не узнала о публикациях, если бы не письмо из Балтийска.
С 1960 по1964 год Лебедева работала заведующей детской спортивной школой. В штате было еще два сотрудника: тренер Владимир Петрович Лебедев, ее муж, и завхоз Таисия Ивановна Буканова. Она-то и написала Тамаре Степановне.
В 1960 году на Гвардейском проспекте Балтийска флотские строители соорудили Дворец спорта с плавательным бассейном, волейбольной площадкой, трибунами. Был и еще один бассейн - в военной гавани. Из учеников школы № 6 Лебедевы подготовили замечательную команду пловцов, которая заняла первое место на соревнованиях, посвященных 40-летию пионерской организации.
Ребятам предстояла поездка на зональные соревнования в Куйбышев, но из-за нераспорядительности облоно они туда не попали. Лебедевым удалось отправить команду в Воронеж на финал. Приняли там ребят крайне недоброжелательно, выступать разрешили только вне конкурса, а кормил их Лебедев на свои деньги. И все же команда выступила блестяще, опередив ближайших соперников из Белоруссии на 347 очков. Но ни приза, ни медалей школьники из Балтийска не получили. Им разрешили лишь сфотографироваться на память с главным судьей, олимпийским чемпионом Владимиром Куцем.
Об этой неприглядной истории Тамара Степановна написала в ЦК ВЛКСМ, обком партии, в редакции газет и журналов, в том числе и пионерского «Костра». О дальнейшем читатель уже знает.
- А фотокорреспондента «Костра» вы не запомнили? Высокого, рыжего? - допытывался заместитель Корецкого Егоров.
К сожалению, нет, не запомнила. А вот стихи Бродского о Балтийске ей очень понравились. Равно как и предложение Карецкого выбить его текст на камне и прикрепить к фасаду бывшего «Золотого якоря».
Прошло еще несколько лет. Я оказался в Калининграде, и Корецкий с Егоровым рассказали мне об этой истории... Дело в том, что в школе № 6 в те годы учила ребят черчению моя молодая жена, там же учился и наш сын, а Валя Егоров был его одноклассником.
- Ну а мемориальную доску установили?
Оказалось, ни в Париже, ни в Балтийске ничего нельзя установить без согласия городских властей. Таков порядок. А городской совет Балтийска уперся - и ни в какую. Мне показали статью некоего Старикова в одной из калининградских газет, где идея с доской называлась не иначе, как «очередной сионистской акцией».
- Впрочем, поезжайте в Балтийск. Там завтра вечер, посвященный Бродскому. Наверняка речь пойдет и о доске.
И я поехал. В Доме культуры народу было полно. Десятиклассники, педагоги. И несколько совсем немолодых людей в пиджаках с орденскими колодками. Депутаты, догадался я.
Вечер проходил вполне пристойно. Выступали калининградские писатели, школьники читали стихи поэта, бард пел песни на его слова... Сейчас уже не припомню, кто первый заговорил о мемориальной доске, кажется, ее автор. Но реакция была мгновенной.
- Кто такой Бродский? Кто его знает в Балтийске? Кто читал? Маяковский, Есенин - другое дело, а тут...
Я попросил слова. Сказал, что имя нобелевского лауреата украсит город, говорил о всемирном значении его творчества. Все это не произвело на депутатов ни малейшего впечатления.
Вернувшись в Калининград, я рассказал об увиденном и услышанном губернатору Егорову, бывшему командующему Балтийским флотом, адмиралу в отставке. Владимир Григорьевич улыбнулся:
- Ничего, установим.

Прошло еще два года. Ушел из жизни капитан I ранга Валентин Егоров. Александр Корецкий уже не возглавляет флотскую газету, работает в администрации области. А мемориальную доску с портретом Иосифа Бродского на фасаде все-таки установили (скульптор - Федор Мороз, автор памятника Герою Советского Союза Александру Маринеско в Калининграде и многих других работ).
В конце мая 2005 года - как раз к 65-летию со дня рождения поэта. «В ганзейской гостинице «Якорь»...

Калининград - Москва
 
InfoSky - Создание и развитие бизнеса в сети Интернет (Калининград).